Рецензии

Сергей Бережной. Одиссея негодяев (на "Ненависть")

  Юлия Остапенко довольно давно известна среди постоянных читателей фантастического сетевого "самиздата" (и "Самиздата"), но дебютную книгу выпустила только сейчас. Ее проза представляет собой редкое сочетание "фэнтезийного" антуража и литературы нравственной катастрофы - сходу вспомнить что-нибудь подобное в нашей литературе я лично не могу. Смесь непривычная, но определенно крепкая и интересная. Видимо, именно это (плюс очевидный литературный талант автора) привели к тому, что роман "Ненависть" попал в 2003 году в шорт-лист премии "Дебют".
  Читатель, обманутый (как всегда) обложкой, будет ждать от "Ненависти" приключений очередной дамы-воительницы, но на этот раз его ожидания будут растоптаны с особым цинизмом. Некогда подобное проделывал в "Черном отряде" со своими персонажами Глен Кук - положительных героев у него там не было вообще, но, по крайней мере, сами рубаки из Черного Отряда выглядели этически нейтральными профессионалами, пусть даже частенько состоящими на службе у сил Зла. У Остапенко все несколько сложнее - ее герои максимально независимы от Зла внешнего, но одержимы Злом, заключенным внутри них самих. И если персонажи Глена Кука устраивающий их "этический баланс" нашли, то центральные фигуры "Ненависти" - наемный убийца Дэмьен и мстительница Диз - такой баланс искать только начинают. При этом, в отличие от подавляющего большинства авторов "сказочной" фантастики, Остапенко не облегчает задачу ни им, ни читателям: в самом романе нет ни намека на этический "маяк", безусловный луч света или образец нравственности, на который могли бы ориентироваться в духовном поиске герои. Мир романа предельно и нарочито жесток, это мир людей-хищников. Поэтому и нравственный поиск героев начинается с того, что они сознательно стремятся стать еще более зверьми, чем те, кто их окружает, и лишь добившись этого, осознают, что эта дорога пройдена и дальше им идти некуда. Именно в этот момент и начинается для каждого из них поиск нового пути - они шаг за шагом, преодолевая разочарования и жесточайшее сопротивление мира, пытаются пройти путь от зверя до человека. Вернее, только путь от зверя - никто из них сознательно не ставит для себя цели достигнуть нового нравственного состояния (они и слов-то таких, в отличие от читателя, не знают), они лишь испытывают острую неудовлетворенность из-за того, что полностью встроены в окружающий их мир негодяев...
  При прочтении книги складывается ощущение, что автор постоянно направляет героев по ложному пути, лишая их возможности добиться хотя бы какого-то нравственного прогресса. Такой авторский "произвол" более чем соответствует описанному в романе выморочному миру, но, с другой стороны, создает впечатление безуспешности борьбы героев со своими внутренними демонами (особенно это проявляется в образе Диз). Тем самым Остапенко ни на секунду не ослабляет давление на своих персонажей - ни единой поблажки, за каждой с боем взятой нравственной ступенькой - очередная вонючая и кровавая лужа, которую невозможно обойти... После "Ненависти" начинаешь думать, что и у нежелания автора "подыгрывать" своим героям тоже должны быть пределы, но упрекать Остапенко в чрезмерной честности было бы глупо - честность, к счастью, чрезмерной не бывает. Возможно, опытный писатель нашел бы способ и "соломки подстелить", но, наблюдая кругом романы, почти сплошь набитые такой "соломой", я лично такую неопытность автора могу только приветствовать.
  Основной моей претензией к Остапенко остается явно недостаточное умение держаться избранной стилистики - по всему тексту проскальзывают анахроничные словечки и эпитеты, выпадающие из средневекового антуража, да и совершенно лишние языковые красивости то здесь, то там заставляют поморщиться. Удивительно, что за довольно долгое время, пока роман был доступен в Интернете, никто из читателей на эти недостатки автору не указал (вероятно, издержки обычно комплиментарных внутритусовочных обсуждений), странно, что этими недостатками не озаботился литературный редактор книги (большую часть анахронизмов заметить и убрать довольно просто). Уверен, впрочем, что неизбежное приобретение писательского опыта быстро избавит тексты Юлии Остапенко от этих недостатков.
  Главное, чтобы этот опыт не лишил их и достоинств...